Мудрость в обличии красоты

26 марта 2015

Лицо человека всегда рассматривается с эстетических позиций, его красота остается ценностью во все времена. В концепциях красоты древней Греции, в Средние века и в наше время ученые, писатели, художники и скульпторы уделяли не последнее внимание проблемам эстетики и, в том числе, эстетики лица человека. На протяжении тысячелетней эволюции сформировался скелет черепа с определенными индивидуальными особенностями, определяющими в своем многообразии усредненный, анатомически обусловленный, функционально и эстетически правильный тип человеческого лица. Красота лица как внутреннее представление, складывающееся у каждого человека индивидуально, тем не менее имеет общие выражения. На лице имеются различия и по половому признаку. Так, например, у мужчин имеются более сильные, выраженные угловые лицевые характеристики, а женские лица более закругленные и мягкие. У мужчин более выражен подъязычный угол, сильнее выступает подбородок, лоб и скуловые дуги. Кожа лица у мужчин более толстая и текстурированная. Носы большие по величине, широкие в спинке, которая к тому же и более выпуклая.

При анализе лица следует рассматривать его и оценивать обязательно в отношении с телом. Так, например, у высоких и худощавых людей лучше выглядит удлиненное тонкое лицо, в то время как у коротких и полных людей лица более короткие и относительно более широкие. В любом случае эстетические особенности лица должны находиться в соответствующих пропорциях с телом и наоборот.

Еще на ранних ступенях развития хирургии лица многие врачи искали и создавали определенные системы для анализа частей лица в целях коррекции их. Но это были индивидуальные увлечения, не поддающиеся обоснованному анализу и преемственности знаний.

В различные периоды для скульпторов и художников создавались специальные каноны, или правила, которые характеризовали основные особенности строения человеческого тела. В основу канона закладывали тот или иной модуль – размер какой-то определенной части тела или лица того же человека. У разных создателей канонов за модуль принимались: высота головы, длина позвоночника, длина кисти, стопы и т.д. Еще долгое время спустя соотношение длин частей тела вообще было основой для систем измерения в различных областях. Так, например, появились такие меры как фут, локоть и др. С помощью «телесных» модулей были найдены на человеческом теле определенные отношения, выражающиеся расстоянием между отдельными точками, частями, окружностями. В древнегреческом каноне, где модулем служила высота головы, длина тела составляла восьмикратное увеличение модуля (при росте человека не менее 180 см). При этом модуль входил в следующие одинаковые расстояния: голова от подбородка до линии сосков, от сосков до пупка, от пупка до лобка, от лобкового сращения до середины бедра, от средины бедра до нижней части колена и т.д. Высота головы укладывается в расстояние между сосками молочных желез, а ширина грудной клетки соответствует 1,5 размерам высоты головы.

Разрабатывая правила изображения человеческой фигуры, Леонардо да Винчи пытался восстановить «квадрат древних». На основании данных литературы он сделал рисунки-схемы, которые наглядно показывали пропорциональную закономерность частей человеческого тела. В тетрадях Леонардо да Винчи много описаний математического характера, полезных для изучения подхода к «божественным пропорциям» лица и туловища. «Пропорции головы, — пишет Леонардо,- от брови к соединению губы с подбородком и от них к верхнему краю уха у завитка — это составляет совершенный квадрат, каждая сторона которого составляет половину головы, впадина щечной кости составляет половину расстояния между кончиком носа и задней частью нижней челюсти».

В перечете на величину ушной раковины имеются следующие отношения: «От края орбиты к уху то же, что расстояние длины уха или, другими словами, одна треть головы». И далее: «Расстояние от подбородка до носа и от линии волос до бровей – равны, каждая из них соответствует высоте уха или одной трети лица».

В художественных школах на отделениях учебных заведений по различным разделам искусства до сих пор действуют критерии Леонардо да Винчи, например, что дистанция между глазами равна ширине глазной щели, что для идеального европейского лица ноздри не должны простираться латерально за линии, опущенные вертикально от медиальных углов глаз. Лицо от подбородка до линии волос имеет длину кисти, а нос имеет длину большого пальца кисти. Высоту головы можно разделить на 4 равные области: волосистую часть, лоб, нос и область верхней и нижней губ и подбородка.
Существует и еще одна пропорция лица с делением его на три равные части: лобную, носовую и рото-подбородочную. При этом делении на волосистую часть головы прибавляют ½ одной из указанных третей.
В каждой зоне существуют определенные ориентиры, неучитываемость которых будет влиять на эффект хирургической корекции. Так, для верхней трети лица весьма характерным ориентиром является форма и положение брови. У молодых людей она должна находиться практически вдоль костного верхнего края глазницы. При этом ее высшая точка находится в месте соединения средней и наружной частей или примерно на вертикальной линии, проходящей через наружный край радужной оболочки глаза. Медиальный конец брови располагается на вертикали, проходящей через внутренний угол глаза и наружную поверхность основания крыла носа. Арка брови как продолжение переходит в изгиб спинки носа в области его корня. Расстояние от середины зрачка до нижнего края брови у молодых людей равно 20-26 мм.

Особую эстетичность лицу придают костные ткани орбитальной области.

Эстетику средней зоны лица определяет выбухание щеки по отношению к передней поверхности роговицы на 1,5 мм, что определяется как положительный вектор при планировании операций в орбитальной области. В средней трети лица существенное эстетическое влияние оказывает выраженность носо-губной складки. Огромное влияние на эстетику лица оказывает положение и форма носа.

В нижней трети лица эстетичность определяется контурами нижней челюсти и шейно-подбородочной области. При этом нижний край горизонтальной ветви нижней челюсти должен хорошо контурироваться.

По линии от подбородка до вырезки грудины эстетическими являются западение на уровне подъязычных хрящей, выбухание на уровне щитовидного хряща. Должен также проецироваться передний край кивательной мышцы. Между линией кивательной мышцы горизонтально через нижний край подбородка в эстетическом лице находится угол около 90 градусов. Размер шейно-подбородочного угла определяется при этом в узком «эстетическом диапазоне» — от 105 до 129 градусов.
Вертикальными линиями можно подразделить лицо приблизительно на 5 одинаковых по ширине частей. Одна такая линия проводится через внутренний, а другая — через наружный угол каждого глаза. Между двумя внутренними линиями располагаются крылья носа и рот, который несколько шире указанного здесь промежутка. Длина глазной щели равна расстоянию между внутренними углами глаз или примерно 1/8 высоты головы.

Поперечные размеры в области верхней, средней и нижней третей лица относительно друг друга не всегда одинаковы у большинства людей, и это зависит не только от формы черепа, но и от мягких тканей.

Полезно запомнить некоторые абсолютные размеры частей лица, которые имеют отклонения для каждого лица. К таким размерам, по мнению скульптора М.Г. Манизера относится ширина лица между дугами скуловых костей (15 см), расстояние от середины глаз до бодбородка (12 см), высота головы (24-25 см), расстояние от угла глаза до козелка уха 8-9 см, длина самого уха (7 см).

При рассмотрении профильного положения головы можно определить «общий угол лицевого профиля». Он находится между двумя прямыми линиями: касательной, идущей на середине лобной и носовыми костями и наиболее выступающую точку отростка верхней челюсти и горизонтальную на уровне верхнего края глазницы. Угол между этими линиями равен 80-84,9 градусов. В одних случаях этот угол меньше (прогнатия), в других – больше – (ортогнатия) этих средних величин. Он может достигать прямого угла и даже превышать его.

Высота шеи у взрослого человека составляет приблизительно половину высоты лица, взятого вместе со лбом. Длина шеи по мере роста человека увеличивается не только абсолютно, но и относительно. Окружность шеи приблизительно равна удвоенной окружности запястья.

Примерами существования в гармонизированном лице «золотой пропорции», являются отношения длины головы к ее ширине , отношение верхней части лица к ее средней части и др.
Положение и форма губ зависит от подлежащей основы. При фронтальном осмотре углы рта правильного лица должны располагаться позади носоподбородочной линии (между кончиком носа и выступающей точкой подбородка), нижняя губа при этом лежит на 2 мм, а верхняя губа — на 4 мм позади линии.

На эстетику лица оказывает заметное влияние скуловое возвышение, являющееся элементом привлекательности и юности. Оно представляет собой конгломерат костных и мягких тканей, включающих прикрепления жевательной мускулатуры и щечный жировой комок.

Анализ области скулового возвышения можно проводить по методике Hinderer: одну линию рисуют от наружного угла рта до наружного козелка ушной раковины. При этом участок, находящийся кзади и выше соединения этих двух линий должен соответствовать наиболее выступающей части скулового возвышения.

Более дифференцированный расчет осуществляется следующим образом: маркируют вертикальную линию, идущую от точки назион (место соединения костного и хрящевого отделов носа) к кончику носа и рассекают ее горизонтальной линией, простирающейся до козелка ушной раковины (вертикальная позиция скулового возвышения). Затем наносят еще две линии: одна идет от основания крыла носа к наружному углу глаза, другая – от наружного угла рта параллельно первой линии. Эстетической точкой для скулового возвышения считается пересечение передней линии с горизонтальной.

Сила лица в значительной мере определяется подчеркнутостью подбородка, определяемой как при профильном, так и фронтальном рассмотрении лица. Привлекательным выглядит мягкое, но четкое западение между нижней губой и подбородком, выступающее кзади приблизительно на 4 мм от линии, соединяющей нижнюю губу с подбородком. Нижняя губа с подбородком составляет 2/3 нижней части лица.

Существуют предложения соотносить линию шеи с линией лица. При этом угол, образованный линией, идущей от глабеллы до подбородка, и линией, идущей от подбородка к внутренней точке между субментальной областью и шеей, должен быть равен 80-95 градусам.

По Gonzalez-Ulloa, в основу эстетического анализа положен так называемый «меридиан Zero»- линия, идущая под углом 82-95 градусов к франфуртской горизонтали. При этом само надпереносье лежит сразу же кпереди этой линии, а углубление – в основании крыльев носа-кзади. Нижняя подбородочная точка должна располагаться на этой линии. Следует отметить некоторую ограниченность этого анализа, рассчитанного больше на определение положения челюстей, чем для определения углов или проекции носа.

В 1984 году был предложен измерительный метод на основе «эстетического треугольника», позволяющий анализировать основные эстетические соотношения в области лица и иллюстрировать их. При этом наиболее важным из угловых размеров считается носо-подбородочный угол, который формируется пересечением дорзальной линии носа и носо-подбородочной линии. Учитывается и то, например, что отправной точкой скорее является глабелла, чем точка назион на корне носа, которая легко меняется вместе с изменениями носо-лобного угла. В идеале носо-подбородочный угол равен 120-132 градусам. Характерно, что эти линии модифицируются в зависимости от проекции кончика носа и положения подбородка.
Носо-подбородочная линия может также определять и горизонтальную позицию губ, которые должны находиться от нее на 4 и 2 мм кзади, как было уже сказано ранее.

Все соотношения, приведенные выше, имеют очень приблизительное значение вследствие нескольких причин. Во-первых, размеры и соотношения между отдельными частями лица меняются в зависимости от возраста, пола, физического развития человека и личных особенностей конституционального строения. Во-вторых, определение пропорций осложняется сокращением форм в зависимости от положения головы. Одинаковые по величине формы воспринимаются глазом как неровные (например, при наклоне головы, повороте на ¾ и т.п.). Определение пропорций в значительной мере зависит от способности глаза правильно определять их. Наше зрение в силу физиологического устройства теоретически плоскостное, т.е. каждое перемещение нашего глаза с предмета на предмет требует известного изменения величины хрусталика, конвергенции и аккомодации, или, другими словами, новой установки глаза. Оба глаза дают относительную возможность на близком расстоянии воспринимать объект объемным, но на далеком расстоянии мы опять все видим плоским. Эта теоретическая специфичность зрения почти полностью отсутствует на практике в жизни человека. Так как первое же перемещение человека среди предметов дает ему знания действительного трехмерного пространства и устройства реального мира и эти знания всегда дополняют зрение. Третье, о чем необходимо всегда помнить, заключается в асимметрии человеческого лица, которая часто проявляется в форме носа, положении глазных щелей и бровей, в положении углов рта. Две стороны лица не дают одинакового зеркального изображения. Но зрительно такое лицо кажется нам правильным, вероятно, из-за тех же особенностей зрительного восприятия. При внимательном рассмотрении можно выявить, что один глаз имеет свой оттенок, различно поднимаются и опускаются брови и т.д. При изучении измерений большой группы лиц в возрасте 6-16 лет было показано статистически достоверно, что асимметрия лица не увеличивается с возрастом, также не было отмечено выраженной разницы между физиологической и патологической асимметриями. Максимально развитая физиологическая асимметрия совпадает с минимальными степенями патологической асимметрии.